lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Categories:

Условный брак вызвал больший интерес

Феминист-еврей начинает основную молитву 18 так:
"Бог Авраама, Ицхака, Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи".
Сын спрашивает: "А почему и не Билхи и Зилпы?"
Папа: "Что ты, нельзя менять сложившийся обычай."


Условный брак вызвал больший интерес.
Вот здесь статья раввина Иеуды Абеля из Манчестера, написанная в рамках рабочей группы по исследованию проблем агунот (жён, не могущих получить разводное письмо).
Я кратко перескажу содержание, а English readers могут прочесть сами. Прислал рав проф. Ноам Зоар, см. его био.

Источники.
Помимо Талмуда и т.п. старых классических источников, которые обсуждают условные брак и развод, есть два относительно новых.
1. Р. Исраэль из Бруны не позже 1480 предложил условный брак для человека, брат которого не сможет сделать процедуру отказа от левиратного брака. То же в Aruch ha Shulhan, EvenhaEzer 157:15-17.
2. Респонса Taalumot Lev (Hebrew) 3:49 Рав Элияу Хазан из Александрии предложил условный брак как решение для французcких евреев, и это предложение попытались принять в 1887 и в 1907.
3. Рав Иеуда Любецки Ein Tnai biNisuin (Hebrew) "Нет условного брака" выступил против французского решения (1908, нo опубликовано в 1930.)
4. Р. Элиезер Берковиц T'nai Bi'N'suin u'V'Get(Hebrew) "Условия в браке и разводе" (1966, Иерусалим) вернулся к вопросу.

Возражения авторов "Эйн Тнай"
1. Разрушение института брака
2. Фактический обход заповедей
3. Облегчение измен и разрушение святости брака
4. Ретроактивно близость супругов окажется внебрачным развратом

Защита р. Берковицем
1. Критика французского предложения вызвана тем, что расторжение брака передана в руки частных лиц и светских судов. Это можно исправить, если вернуть как прерогативу религиозного суда.
2. Сама идея нигде не была запрещена, только его реализация
3. Практика будет ограничена случаями, когда муж не вручает гет, несмотря на решение религиозного суда.
4. Поскольку они всё время живут в браке, это не разврат (аналогия у Роша, Р. Иерухама, ША ЕаЭ 37:14 )

Последствия
р. Я. Я. Вайнберг сказал, что книгу р. Берковица надо изучать, но посвящение пропало по техническим причинам. Особенно важно по мнению р. Вайнберга, что р. Берковиц не спорил с выдающимися авторитетами - авторами писем против французского решения, а предложил другой путь.
По свидетельству р. Моше Тендлера, и р. М. Файнштейн подтвердил теоретическую возможность подхода р. Берковица.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments