lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Categories:

[товарищеская] критика кукизма или фитилёк-то прикрути - искрит!

Данная заметка не претендует на мало-мальски серьёзный разбор: "так соображенья, хочу сличить их , вот и всё" (слова Яго :) )
1. Теория искр. Согласно, этой теории, все идеи, привлекательные для человечества пришли туда, как искра из Торы. Евреи же эту искру подупустили, так что им кажется, что они берут это снаружи.
Во-первых, эта теория никак не доказывается, см. ниже.
Во-вторых, многие конкретные примеры довольно сомнительны.
В-третьих, теория догматическая. Всё , что они придумают , мы объявим исконно-посконное своим. Как это может быть? Представляется, что дело обстояло так. рав Кук видел огромные изменения, происшедшие в мире и в то же время верил, что Тора - главное в Мире; какой же выход - объявить всё "хорошее" в мире на самом деле происходящим из Торы.
Критерием хорошести, является массовость, что влечёт очевидные трудности.
Полонский имеет хроническую тенденцию смешивать модерн-ортодокс с религиозным сионизмом (см. Дополнение). Собственно модерн-ортодокс понимает, что Мир меняется, а мы не всегда успеваем за ним. Кукист как типичный представитель религиозного сионизма прикрывается теорией искр.
2. Философия рав Кука догматическая (в хорошем смысле) . То есть изложение предполагает большое количество аксиом, да и доказательств особенно не видно. Означает ли что мы должны принимать всё это на веру? Откуда известно, что рав Кук не ошибался? В письмах рава Кука мы читаем, что после [Первой Мировой] войны, когда Европа будет разрушена, свободные евреи пойдут в свою Землю... Рав Кук призывал не давать женщинам право голосовать и т.п. Короче, нельзя всё учение принимать на веру.
3. Более того, многие положения рава Кука базируются на Каббале, которую он воспринимал как абсолютную истину, включая подлинность книги Зохар. Отношение , конечно, может быть разным, но так уж ли обязательно принимать Зохар со всеми потрохами, включая приписываемое авторство, тезисы от том, что Арарат рядом с Израилем, что голубую нить делали из животного, живущего в Кинерете и т.д.?
4. Последнее соображение - это то, что рав Кук занимался фактически историософией, то есть попыткой осознать, куда идёт история, и что делать. Я не говорю, что это невозможно, но это содержит некоторую опасность, особенно, когда в дело идёт мессианизм, и от людей требуются большие жертвы. Так ли мы уверены, что построением государства мы приблизим приход Мессии?
Последнее время наблюдается определённое отчуждение верующих от государства, и тут вспомнили, что рав Кук предупреждал об опасностях государства. Почему же мы не слышали про это раньше?
Заранее благодарен за опровержения и разъяснения.

Дополнение. Отличие религиозного сиониста и современного ортодокса (модерн-ортодокс).
Религиозный сионист - человек поддерживающий государство Израиль из религиозных соображении.
Модерн-ортодокс - человек, считающий, что религия согласуется с развитием науки и культуры.
Очевидно, что часть культуры - это сионизм, а сионизм часто пользуется понятиями современной культуры, поэтому очень многие являются и тем, и тем. Для иллюстрации разницы приведём два психологических типа.
Тип "Рав Гирш": призывал к включению в Европейскую культуру и использованию всех её средств, отрицательно относился к сионизму, считал, что евреи должны нести свет в диаспору.
Тип "один рав R из поселения X": непрерывно предупреждает об опасности Интернета, телевидения, медитации. Рекомендует откладывать службу в армии, считает, что всем надо жертвовать во имя изучения Торы, не любит, когда идут в Университет, но свято верит, что государство - начаток мессианского процесса, и его надо поддерживать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments