lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Categories:

Рекомендуется прочесть. Полина Венгерова "Воспоминания."

Рекомендуется прочесть. Полина Венгерова "Воспоминания. Мир Еврейской женщины в России Х1Х века". Перевод на русский Л. Высоцкого и И. Нахмансона. "Академический проект, 2005".
М. : Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2003. – 350 с. Продаётся также в Маханаим, тел. 026256006 в Иерусалиме.
Книга первоначально на немецком, затем переведена на английский и вот теперь на русский (в сокращении). Книга много использовалась историками.
Что мне показалось наиболее интересным?
1. Написано динамично, автор жила во многих городах (Брест, Бобруйск, Петербург, Хельсинки, Минск)
2. Была из богатой семьи, поэтому видела больше других
3. Запечатлела старый еврейский быт - праздники, еда, одежда. Картина детства сильно идеализирована, хотя и тут прорываются живые детали: кака мать кричала на кухарку за кашрут, как тесно было в хедере, как кричали меламед и его жена, как меламед лечил людей заговором ( в лунную ночь на перекрёстке - классическое колдовство, но к нему ходили). Как прибывал богач дед и т. п. Необычайно строгие нравы - муж и жена не могли вместе пойти по улице в гости! Её отец не разрешал, а власть его была очень велика.
4. Многочисленные детали религиозной жизни увиденные через детский и женский взор. Исчезнувшие секты и обычаи. Удивительные медицинские приёмы, типа засовывания ребёнка в желудок свежезарезанной коровы.
5. Видела царя Николая 1 и наследника. Царь распорядился снести город Брест и построить крепость. Это нанесло тяжёлый удар,как по Эпштейнам (девичая фамилия), так ещё больше по простым людям. Тем не менее Венгерова превозносит Николая и его либеральные реформы по отношению к евреям! (Александр 2 у неё просто праведник, но это ладно)
6. Николай 1 хотел переселить евреев к границе. Только заступничество шерифа Лондона Моисея Монтефиоре спасло их. Царь посоветовал М. ознакомиться с бытом евреев. М. пришёл в ужас от отсутствия образования, незнания языков и невозможности влиться в общество. Помощник Монтефиоре - Лилиенталь призвал к образованию, что породило движение Аскала, начавшееся прежде всего русского и немецкого языка...
7. Результаты Аскалы описаны необычайно ярко во всех вариантах и деталях.
Кто остался в стороне, кто не смог, кто пошёл далеко, но оторвался от еврейских обычаев, кто отошёл, но вернулся; кто пошёл но удержался, кто даже крестился.
8. Крещение зачастую следовало из соображений удобства, когда вера уже была разрушена. Так крестился сын автора, так как ему чинили препятствия к поступлению в Университет - "Еврей не может иметь имя Владимир!" другой сын был исключён из гимназии за отказ преклонить колени перед иконами.
9. Брат крестился отдельно, его жизнь была довольна бурной, он жил во многих странах, и был даже одно время проповедником. Все несчастья начались с желания деда женить его на кузине, чтобы сохранить семейный капитал. Он быстро бежал за границу и началось! Под конец он развёлся и вернулся к иудаизму. При этом Полина уверяет, что договорные браки были как правило, удачными.
10, Сама Полина была счастлива в браке. Всего несколько лет походят между браком сестры и автора, но уже чувствуется сильная разница. Полине разрешают переписываться, и происходит, можно сказать, роман! Сестра же увидела жениха перед венцом.
11. Муж был хасид, но после визита в Любавич стал отходить от веры. В Петербурге потребовал отменить парик и кошер. Полина не смогла удержать эти обычаи.
12. Наряду с этим, многие имели очень сильное национальное чувство, активно занимались благотворительностью. Сама Полина открыла мастерскую, где девочки из бедных учились шитью о работали.
13.Женщины как правило не знали иврита и не получали серьёзного религиозного образования. Так что, в Киппур одна читалa громко вслух, а остальные повторяли не понимая смысла. Cлучались и комические эпизоды.

Общий вывод - очень интересно. Не надо идеализировать прошлое во всех смыслах. Вовсе не только коммунисты привели к массовому отходу от веры. И даже до того, жизнь была отнюдь не сахар, в том числе и в духовном плане.
Последний пример: люди не верили, что можно сократить поездку из Бобруйска в Брест. "Всегда было 2 дня.Что Эпштейн - Бог, что ли, чтобы мы ездили 1 день!" Мне кажется что люди стали более развиты благодаря быстрым изменениям вокруг нас, говорит Полина.
Рецензию Дмитрия Прокофьева ("Читается на одном дыхании.")читайте здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments