lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Category:

Личная коллекция объяснений страдания праведников с послесловием

Проблема известна также как теодицея. Рекорд machanaim'а побит!
Читай объяснения и поражайся их количеству, в книге Дни траура "Маханаим", на одну меньше! Критика этих соображений довольна легка, так что это предоставляется читателю.

  1. Это непостижимо - неисповедимы пути Господни (Иов 11:7 הַחֵקֶר אֱלוֹהַּ תִּמְצָא; אִם עַד-תַּכְלִית שַׁדַּי תִּמְצָא)

  2. Конечный баланс скрыт, так как мы не видим загробной жизни (Киддушин 39Б שכר מצוה בהאי עלמא ליכא )

  3. Есть полная справедливость, отклонения кажущиеся или по вине самих людей
    (Шаббат 55А אין מיתה בלא חטא ואין יסורין בלא עון , Морэ 3:17)

  4. Человек, который больше праведен, чем наоборот, получит награду в Мире Грядущем, потому что там - лучше. Искупление же будет - в этом Мире. Поэтому, всегда кажется что праведники зря страдают, а это они искупают мелкие грехи (Рамбан, Шаар аГмуль).

  5. Человек не помнит всех грехов (Альбо, Икарим 4:13)

  6. Бывают страдания чтобы приблизить человека к совершенству (многие об Иове)

  7. Управление Миром скрыто, это требует , чтобы страдания распределялись без явной системы
    (Авода зара 54Б עולם כמנהגו נוהג והולך )

  8. Человека нельзя лишить свободы воли, так что злодей всегда может развернуться.

  9. Это из-за предыдущей реинкарнации (Рамбан , Каббала)

  10. Праведник получает особо трудные заповеди, чтобы показать его праведность. (Рамбам в Морэ Невухим о жертвоприношении Ицхака переводит Быт. 22:1 не "испытывал (nissa) Аврааама", а "поднял как знамя Авраама", וַיְהִי, אַחַר הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה, וְהָאֱלֹהִים, נִסָּה אֶת-אַבְרָהָם)

  11. Праведники страдают для того, чтобы им потом можно было дать больше благ в Мире Грядущем( יסורין של אהב - страдания по любви в Берахот 5А)

  12. Праведники искупают весь Мир (Исайя, гл. 53 אָכֵן חֳלָיֵנוּ הוּא נָשָׂא; Иехезкель гл. 4 וְאַתָּה שְׁכַב עַל-צִדְּךָ הַשְּׂמָאלִי, וְשַׂמְתָּ אֶת-עֲו‍ֹן בֵּית-יִשְׂרָאֵל עָלָיו: מִסְפַּר הַיָּמִים אֲשֶׁר תִּשְׁכַּב עָלָיו, תִּשָּׂא אֶת-עֲו‍ֹנָם)

  13. Бог не защищает человека от страданий, если человек сам подвергает себя опасности ("качающаяся лестница", Киддушин 39Б סולם רעוע הוה דקביע היזיקא וכל היכא דקביע היזיקא לא סמכינן אניסא)


Послесловие: зачем всё это нужно? (Oдно объяснение из коллекции)
Я всерьёз считаю, что неразрешимый внутренний конфликт есть желаемая ситуация. В предисловии к молитвеннику machanaim'а объясняется как совместить Рамбама (молиться раз в день) и Рамбана (обязан молиться в момент беды). Так вот, мы всегда в момент беды - внутреннего раздора.
Размышления о теодицее - один из способов его достичь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments