lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Category:
  • Mood:

Бывает ли, что Тора оказывается не тем, что он ожидал...

На одном из своих выступлений в помещении machanaim Рав Шабтай Раппопорт заметил, что человек, перешедший к соблюдению заповедей (хазар битешува) потом чувствует себя обманутым. Тора оказывается не тем, что он ожидал... Я помню, один мой друг прямо-таки подскочил на месте, так ему это показалось в точку. Я сам был заинтересован.
Почему это происходит, мне кажется довольно понятным. Во-первых, он ожидает новых ощущений, резкого изменения характера, возможно, вообще, счастья, внутренней гармонии, разрешения всех вопросов (см. стикер "Ответы на вопросы - в Торе"), непрерывного прогресса.
Преподаватель, который обучал и привёл неофита, зачастую не раскрывает всей картины, иногда,возможно, и злонамеренно, но чаще ввиду обычного желания лектора подать предмет интересно. Он и сам часто не корифей, а прошёл какой-то курс. Кроме того, он и сам не может быть объективен по понятным причинам.
Что же делать, чтобы неофит не страдал и не винил вас(меня, себя)?

  1. Подчёркивать, что никто не обещает ему сада из роз.

  2. Объяснить, что резкое улучшение характера возможно, но не обязательно последует. Обычно, это если и происходит, то не более одного раза, вслед за принятием нового образа жизни.

  3. Духовный рост не является чем-то однозначным и непрерывным, возможны пробуксовки.

  4. То, что привлекательно сейчас, может разочаровать впоследствии. Правда, могут появится новые пристрастия, типа замены Раши на Даат Микра или рава Бройера.

  5. Надо заведомо отказаться от мысли получить ответы на все или даже все самые базисные вопросы. Многие непонятные вещи лишь будут объяснены через ещё более непонятные.

  6. Будет ли счастье? Для этого надо знать, что это - счастье. Франц Розенцвайг говорил, что он больше всего ненавидит состояние душевного комфорта, когда всё легко и понятно. Наоборот, надо быть в постоянном напряжении или даже страдании. То есть, не в нирване. Да и семейное счастье вещь не простая, хоть те же дети.

  7. Многие аргументы "за" могут оказаться дутыми. Типа кодов в Торе. Многие вещи будут противоречить исходной морали неофита.

  8. Лектору: Изложение материала должно показывать несколько точек зрения, все факты должны быть тщательно проверены

  9. Лектору: Мало никого не обманывать, надо призывать слушателей не дать себя обмануть [четырежды :-)] Я лично это делаю.


Возьмём пример. Вот что пишет antidos:
В чем состоит цель моего журнала ? Господа кирувники - возвращатели в лоно религии очень любят приукрашивать иудаизм, стремясь "возвратить к тшуве" как можно больше хилонимных евреев. Моя же цель - показать оборотную сторону монеты, то, о чем кирувники не любят говорить...
В свете вышесказанного выше, его журнал очень полезен. Не стоит ИМХО быть таким "возвращателем", которого будут потом поминать лихом. Честность лучшая политика, да и правда тоже.
Кроме того, и одновременно более того, может лучше показать такой личный пример, что все евреи придут к Торе сами, увлекая за собой Народы Мира?
:-( )-:
Tags: judaism
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 185 comments