lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Categories:

Почему голос человека не слышен днём

Почему голос человека не слышен днём так хорошо, как ночью? Потому что днём солнце с шумом режет небесную твердь, так что образуются опилки - говорит ежедневный лист Йома 20Б.
Во всех таких местах Талмуда возникает вопрос, понимать как физическое объяснение или переносно?
Посмотрим параллельные и комментаторов.
Раши на месте: Солнце двигается по небу от трения образуется стружка. В разгар дня её хорошо видно в солнечном луче.
Махарша к листу: поскольку Мудрецы объяснили в Песахим 94-95, что днём солнце движется под небесным сводом, а ночью над небесным сводом, ясно что ночью не слышно звука распила, так как дальше и по ту сторону. А если спросишь, почему не слышно распила от луны, это тоже понятно, солнце же гораздо больше, и звук от него сильнее.
Махарша к Недарим 8А: солнце горячее не само по себе, а от движения по небесной тверди (см. Йома, наше место).
Махарша к Бава Батра 16Б: Жар солнце лечит больных, после смерти Авраама, лечебные свойства камня, который у него был, переместились в жар солнца.
Похоже, что Раши и Махарша понимают не фигурально, то же можно найти в рабейну Хананэль к Песахим 94-95. В дискуссии, которую я когда-то проводил по этому вопросу, можно найти полный перевод нужного места из Гемары Песахим и р. Хананэля. В частности, речь идёт о разных мнениях: Талмудисты считали, что небесные тела скользят по небесной тверди, а астрономы - тела вращаются вместе с твердью.
Как бы то ни было, все эти места Талмуда, Раши и Махарша практически не оставляют места переносному толкованию. На мой взгляд, в этом нет ничего страшного: знания Мудрецов о природе было не более тогдашнего уровня, а возможно и ниже, так как лишь немногие из них (дом Раббан Гамлиэля) имели доступ к тогдашним "университетам".
Так говорит и Маймонид в "Путеводителе Заблудших", часть 3, глава 14: "Ты не можешь ожидать, что всё что сказали Мудрецы об астрономии, должно согласовываться с наблюдениями, так как математика не была достаточно развита в то время, и их утверждения не основывались на авторитете пророков, но на знаниях, собственных или взятых у современных им учёных".
Для тех, кому это неприемлемо, можно дать и переносное объяснение. День - эпоха явного управления, ночь - когда управление скрыто. Даже ночью Управление не исчезает совсем, поэтому солнце скрытно идёт над твердью. Это я слышал о р. Ш.Р.
Далее моя фантазия: когда Управление действует явно, это когда Мир уже настоятельно требует вмешательства, прежде всего, конечно, для наказаний. Когда Мир уже получает наказания, даже полный праведник не может спастись, поэтому голос [моления] человека плохо слышен. Отдельные праведники гибнут вместе со всеми в стихийных бедствиях, и это символизируется стружками: лес рубят - щепки летят (Увы!). Ночью же, когда Управление скрыто, молитва действует - голос человека слышен.
Само наблюдение про ночной голос правильное, этому даже учат в армии. Причин мне известно две.
1. Поскольку визуальные впечатления ночью снижаются, обостряются другие чувства, прежде всего слух. Мозг старается компенсировать падение информации об окружении.
2. Реально меньше шума, особенно в городе.
См. также параллельное место в журнале idelsong'a
Оказывается тот же вопрос поднимает Плутарх в "Застольных беседах" (Книга Восьмая, вопрос 3). См. заметку здесь.


Вот список дискуссий, которые я проводил на тему геоцентрической системы и плоской Земли в Талмуде:
Теория Талмудистов и других, (Песахим 94А)
Плоская Земля начало, есть ли плоская Земля в Талмуде.

А вот список всех моих дискуссий по всем поводам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments