lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Category:
  • Mood:

Борьба с шовинизмом, её важность по личному мнению автора.

Есть характерные слабости человеческой природы, которые обязательно проявятся, если с ними не бороться. В частности, человеку свойственно думать, что та категория, к которой он относится - самая лучшая. Мужчины считают себя лучше женщин, столяры ставят себя выше плотников, северные - южных... Весьма частый случай такого предрассудка - национальный. Он способен, как хорошо известно, быстро перейти от смешного к трагическому, и здорово испортить жизнь в средних стадиях этого процесса.
Поэтому, казалось бы очевиднo, что борьба с шовинизмом есть важная часть стремления усовершенствовать мир. Приняв это за исходную точку, я собираюсь посвятить несколько строк, как может бороться с шовинизмом верующий иудей.
Главная проблема даже не в том, что традиционный иудаизм с шовинизмом не борется, и, как следствие, людям приходится на полном серьёзе объяснять, что это важно. Истинная проблема скорее в том, что традиционный иудаизм, скорее поощряет пренебрежение к другим.
Об этом стараются говорить поменьше, так как, это неприятно, это может вызвать острую критику, и наконец, может стать известно другим, и, тем самым, повредить нам. Недавно, очередной виток этого обсуждения вызвала публикация Шулхан Арух на русском, дело дошло до
прокуратуры. И тут, конечно, не обошлось без самоцензуры (сокращений) и апологетики. Цензура и самоцензура вообще характерна для многих изданий Талмуда и Алахи.
Если говорить честно, подборка материалов об этом (здесь есть ивритские оригиналы, частичный русский перевод здесь) производит довольно удручающее впачатление (слабое исключение здесь). Обычный ход апологетов - ссылаться на древность документов, на то, что тогда все говорили что-то похожее. Но это не решает проблему. ведь ортодоксальные иудеи вряд ли выступят против того, что написано в Шулхан Арухе - это, мол, устарело. Ну, а если и устарело - где написано, что отменено?
Поэтому проблема не решена и сейчас, хотя раздаются отдельные голоса, как, например, рава Ааарона Лихтенштейна и его коллеги по Аллон-Швуту рава Иехуды Амиталя, стремящиеся подчеркнуть универсальное значение Торы.

Я предлагаю здесь подойти к вопросу конструктивно и со всей возможной честностью.


1. Признать, что проблема существует. Это вызывает значительное сопротивление у многих, но мне удавалось убедить людей в этом.
2. Широко применять положение , что идеология выраженная Талмудом, не является связывающей, так как, нет алахи в агаде.
3. Выделить те алахические положения, которые сейчас неприемлемы.
4. Осознать, что на законы влияла позиция их авторов и принятая в его время система мышления и идей.
5. Найти обход, не закрывая глаза на то, что мы делаем это из соображений совести.

В качестве примера можно взять запрет на спасения жизни путём нарушения Шабата. Талмуд разрешает спасать жизнь, чтобы дать человеку возможность соблюсти ещё много Шабатов. Отсюда косвенно вытекает, что это разрешение относиться только к тем, от кого можно ожидать соблюдения Шабата хотя бы в принципе.
Некогда это по-видимому, не вызывало сильного протеста, так как люди считали, что у каждой религии есть свои специфические законы, в которых приверженцы этой религии могут выделяться, что религиозные законы очень важны, что человеческая жизнь не так уж и ценна.
В наше время , отказ от нарушения Шабата даже для спасения жизни вызовет протест. Итак, мы уже прошли пункты 1-4, осталось сделать последний шаг. это очень просто. Отказ от спасения может стать благодаря развитым средствам коммуникаций известен всем, в том числе и в других странах. Где-то, это повлечёт ответную реакцию, и подвергнет опасности самих соблюдателей шабата,поэтому, так себя вести нельзя.
Недавно, нечто похожее было чётко сформулировано в переписке равов Ронцкого и Йоськи Ахитува опубликованных в периодике: что делать, если закон противоречит морали?
Рав Ронцкий показал, что со временем исчезают ситуации, когда закон требует переступить через мораль. Так, если вам трудно принести жертву или есть мясо, то вот хорошие для вас новости - Храма нет, и жертвы принести невозможно! В этом то и есть, по его мысли, Высший Промысел.
Точно также и факс, Интернет и и-мейл делают невозможным отказать в помощи, когда сердце за то, чтобы помощь оказать.
Subscribe

  • Внутренняя кухня Вики

    Везде есть жизнь, и тут была своя.В Вики помимо статей есть и категории. И вот в персоналиях год назад идеалисты ввели категорию: Вернувшиеся к…

  • Хабадский коментарий к Морэ Hевухим (wanted-3)

    Мне посоветовали проверить, есть ли хабадский комментарий к Морэ Hевухим на сайти рабби.ру. Пришли ответы: Уважаемый Леви! "Море невухим"…

  • По разделу "Шмини"

    mkitross Марина Китросская по разделу "Шмини" для синагоги. Читать и смотреть здесь.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

  • Внутренняя кухня Вики

    Везде есть жизнь, и тут была своя.В Вики помимо статей есть и категории. И вот в персоналиях год назад идеалисты ввели категорию: Вернувшиеся к…

  • Хабадский коментарий к Морэ Hевухим (wanted-3)

    Мне посоветовали проверить, есть ли хабадский комментарий к Морэ Hевухим на сайти рабби.ру. Пришли ответы: Уважаемый Леви! "Море невухим"…

  • По разделу "Шмини"

    mkitross Марина Китросская по разделу "Шмини" для синагоги. Читать и смотреть здесь.