lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Как подсчитать десять заповедей?

Казалось бы, каталог Декалога ясен из двух мест: Исход 20: 1-14 и Второзакония 5:6-18 ясно. А именно:
1. Я - Господь
2. Да не будет у тебя богов чужих
3. Не поднимай Имени всуе
4. Шаббат
5. Почитай родителей
6. Не убий
7. Не прелюбодействуй
8. Не укради
9. Не лжесвидетельствуй
10. Не возжелай
Однако некоторые вопросы остаются. Содержание заповеди номер 1 неясно. Как можно приказать верить в Бога? И если знать, что приказывает Он Сам, в чём тогда заповедь? Заповедь номер два длинная: да не будет.. не делай изваяния...не поклоняйся им... Может здесь две заповеди? Менее серьёзное, но веское соображение высказывают Ибн Эзра и Александр Пушкин: разве одно о то же явление - пожелать осла ближнего или жену ближнего? (Не говоря уже об осле жены или жены осла :)) Действительно, пожелать, скажем дом ближнего - это просто быть корыстным и завистливым человеком, жена, как известно, может вызывать совсем другие чувства.
Поэтому Ибн Эзра в комментарии к Второзаконию решает проблему так. "Я- Господь" -это никакая не заповедь, а преамбула. А вот Десятую надо разбить на две. Пожелание дома, осла и др. - это попытки завладеть вещью ближнего реальными поступками, скажем, судом или уговорами продать. Дополнительная заповедь (10-ая в новом исчислении) - это искоренить в себе, в своей душе желание запрещёного, пусть никак и не выразившееся. Интересная получается картина.
Другой мыслимый вариант - разбить вторую заповедь на две - не будет у тебя и не сотвори.
Количество же должно остаться 10, как и говорит сама Тора (ВТОРОЗАКОНИЕ 4:13).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments
Возможно, первая заповедь - утверждение монотеизма? После Египта это напоминание довольно актуально.
Конечно, это так. Но как сделать утверждение заповедью? Заповедь - это команда делать что-то или не делать чего-то. Утверждение "Я - Господь Бог твой" не несёт характера команды. Довольно много литературы посвящено этому вопросу, Ибн Эзра просто обходит его.
Справка: еврейский поэт и комментатор 12 века из Испании. Комментарий к Библии отличается свободным критическим мышлением. Оспаривает Талмуд, Раши и, в свою очередь, оспаривается Рамбаном. Рамбам, будучи современником, видимо, не читал его. Как поэт был достаточно знаменит. Упоминается Шота Руставели в "Витязь в тигровой шкуре" в конце под именем Эзрос. Стихи дошли до нас, они написаны на многие темы, включая шахматы. Описывает правила, включая рокировку. Всю жизнь страдал от бедности. Писал, что если займётся свечным бизнесом, солнце не зайдёт.
Думаю первое речение надлежит воспринимать не как приказание верить (умозрительно), а как обязанность доверять(ся) Ему, смирять себя только перед этой силой, а не какими-то иными. Например, пойти на поводу общественного мнения только потому что я слаб или боюсь - это нарушение заповеди в значении "Только Я могу быть смиряющей силой над тобой". Это лишь один пример неразрешённого (как я понимаю заповедь) смирения, но в реальной жизни таких разновидностей недоверия Богу (невверения себя Ему, его истине, слову) - тьма.

Таким образом, начало "второй" заповеди ("не будет у тебя") - это всё же концовка первой, а вторая начинается с "не сотвори себе". По-крайней мере я в повседневной жизни давно такой интерпретацией руководствуюсь (в смысле не теоретизирую по случаю), и давно вижу, что это самая сложная в исполнении заповедь, не исполняя которую, всё остальное превращаешь в формальный ритуал...
Как я уже говорил, этот вопрос отвечался разными способами. Ваш тоже годится. Он заменяет веру на доверие, верность, смирение. Трудность, что это сформулировано не как заповедь, Вы решаете фактически тем же способом, а именно добавляете императив из последующего. То есть, "Я - Господь" у Вас не совсем заповедь, а заповедь создаётся последующими словами "да не будет".
Другие варианты, когда "Я - Господь" - это всё же заповедь.
1. Нельзя приказать верить, но можно приказать заниматься вопросами веры, углублять понимание, как именно верить. (кажется, Цемах Цедек - один из Любавических Реббе)
2. Нельзя приказать верить, но можно приказать выучить и знать доказательство. (Рамбам)
И др.

Вы решаете фактически тем же способом, а именно добавляете императив из последующего. То есть, "Я - Господь" у Вас не совсем заповедь, а заповедь создаётся последующими словами "да не будет".

Не совсем. Императив "да не будет"  только идёт как подтверждение и уточнение. Просто у меня восприятие не совсем такое: "Я - Господь" . Я читаю фразу не в таком как бы "помпезном" оттенке. Получается и чуть динамичнее и императив возникает: " (именно) Я, Й-Х-В-Х, -  Бог твой". Потому что "Бог" - это понятие, а Й-Х-В-Х - имя собственное. По-моему, всё дело в неудачном употреблении вместо самого Имени слова "Господь" (интуитивно воспринимаемого синонимом "Бог"), что ведёт к тавтологии. В этом случае и уплощается смысл, и "теряется" императив.


Читать в оригинале всегда лучше.
В католицизме вопрос о 10-й заповеди решен к удовольствию Ибн Эзры и Пушкина (отдельные заповеди охраняют права на семью и на собственность). Зато там 1-я и 2-я сведены в одну.

В большинстве протестантских деноминаций 1-я включает "Да не будет у тебя других богов", т. е. выражается одним полным стихом Ex. 20:2, а 2-я запрещает изображения (20:3-6). Это деление восходит к Филону. Оно не только решает проблему отсутствия императива в 1-й заповеди, но и разумно в том отношении, что за второе явно указано наказание (20:4), а за первое - нет. Первое может относится к богам вроде греческих, изображения которых не обожествлялись и не имели сакральной силы, вторая - к идолам и идолопоклонству в собственном смысле. (Нумерация дается по http://www.mechon-mamre.org/p/pt/pt0220.htm.)

При традиционном делении 1-ю заповедь можно понимать как вводную предписывающую - выйти из Египта и принять Тору.
Интересно, но последняя фраза сомнительна.
Из Египта уже вышли, Тору уже согласились принять.
Вот и хорошо, значит, уже выполнили :-)

Более серьезно: (а) Тору согласились принять, но еще не приняли, т.к. дарование еще не состоялось; (б) даже если выполнили в простом смысле, остается еще выполнять в символическом смысле.
Первая заповедь напоминает первый закон Ньютона из школьной физики - существуют инерциальные системы отсчета.