lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Не выходить из образа

Есть организация раввинов Цоар, они не опаздывают на свадьбы и не берут денег, стараются делать понятно и по-человечески, а также имеют другие достоинства. Основатель организации рав Юваль Шерло возглавляет Иешиват-Хесдер в Петах-Тикве и пользуется довольно большой известностью. Он написал книгу "В образе" (2009), где речь идёт о значении того, что человек создан в образе и по подобию.
Уже в предисловии автор сообщает, что книг написана под влиянием душевной проблемы – он видит, что лидеры иудаизма идут не туда, в частности, принцип образа и подобия – в загоне. В соответствии с этим, человек считается временным гостем в мире, ничтожным червём, тело его презирается, главной задачей становится попадание на кладбище приличном виде, а не в овладении миром. Затем: значение большого мира не признаётся, все его достижения становятся неважны, соответственно Тора никак с ним не пересекается и перестаёт играть серьёзную роль для человечества.
Между тем, принцип подобия, как и другие философские принцип иудаизма, должен быть выражен в практическом законе. В частности, пишет автор со ссылкой на рава Соловейчика (стр. 93), может оказаться первоосновой всех заповедей об отношениях между людьми вообще, отношении к человеку как таковому. Рав Соловейчик, в свою очередь, цитирует Рамбана, что принцип подобия является внутренним основанием заповедей сынов Ноаха.
Тем самым, получаем важные результаты.
1. Вопреки сказанному в Гемаре Йома, человеческий образ остаётся на всех людях, независимо от групповой принадлежности. И это согласуется с более древним слоем Талмуда, а именно с Мишной Трактата Авот (3:14): любим человек, ибо он создан по образ (Шерло, стр. 209)
2. Принцип образа является краеугольным камнем взаимоотношения людей, вне рамок групповой принадлежности, в частности, обязывает евреев и не-евреев хорошо относиться друг к другу. В этом же направлении работает обязанность Торы к Освящению Имени Божия и воздержанию Осквернения Имени. Так, преступления еврея по отношению к нееврею хуже, чем к еврею, так как включают элемент Осквернения Имени (Мешех Хохма к Исходу 21:14, Шерло стр. 98), это должно использоваться, как в законах Израиля, так и в принципе прав человека (Шерло 205-206).
3. В споре иудейских фракций о сравнительной важности религиозного партикуляризма или универсализма, к сторонникам последних можно с оговорками добавить в порядке удаления от нашего времени рава Шерло, рава Соловейчика (благословенной памяти) и даже Рамбана. Последний является особенно ценным трофеем, так как каббалист и противник Рамбама, а от тех известно, что ждать.
Дополнительно обсуждаемая книга считает, что принцип подобия в этике важнее принципа любви ближнего как самого себя, то есть как Бен Аззай против рабби Акивы (Берешит Раба, Берешит, конец главы 24,а также несколько другая версия Недарим, Иерушалми, также в Сифра Кедошим, 45). Например, он включает в себя запрет на самоубийство, повеление производить потомство, обязанность уважительно относиться к мертвым, не унижать ближнего, даже если мы оба любим это дело и многое другое. Источники такого взгляда находятся в комментарии Равада к спору указанных Мудрецов Мишны: так если ты хочешь унизиться вместе с ближним или быть проклинаемым вместе с ним, первый стих не запрещает этого, а второй запрещает, как ущерб Образу Божьему. (Источник не указан, стр. 114-115, нечто похожее утверждает комментарий Тосфот Йом Тов к Мишне Авот 3:11).
Очевидно, также, что класс объектов и субъектов этических следствий принципа образа и подобия, гораздо шире, чем любви к ближнему, соблюдающими заповеди как и субъект. Тем самым мы получаем универсальную этическую основу под и помимо заповедей сынов Ноаха.
В конце обсуждаемой книги есть параграф на интересующую меня тему "Равенство и разница" (стр. 209-210), где автор отмечает, что многие принципы Торы надо рассматривать во взаимодействии с другими принципами, которые противоречат или ограничивают другу друга. В частности, принцип исходного равенства подвергся ограничению, так теперь уже получается, что амалекитяне хуже моавитян и т.п., раз уж их предки так плохо поступили. Для полного рассмотрения этого вопроса необходимо отдельное место или даже целая энциклопедия. Написал автору письмо, посмотрим, написал ли он уже эту энциклопедию или только собирается.


ПС Что-то похожее о любви к ближнему в сравнении с образом пишет Нехама Лейбович, благословенной памяти здесь, цитирует ряд источников.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments