lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Category:

Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?


То, что одному кажется совершенно очевидным, другому кажется неверным или недопустимым, поэтому начнём по порядку.
Источник истины в религии - это пророчество. В иудаизме истинность каждого пророчества поверяется по пророчеству Моше рабейну, поэтому, уж если есть кто непогрешимый, так это он. Тем не менее, в самом тексте Торы мы видим в некоторых местах критические ноты и проявления слабости, наиболее ярким из которых - грех при Мериве. За это Моше лишается права войти в Землю Израиля. Трогательный образ Моше осматривающий Землю Обетованную, но лишённый права войти в неё, врезается в память.
Но и в деятельности Моше как раввина Талмуд усматривает недостатки. Так, в трактате Песахим 66Б: Реш Лакиш говорит: каждый человек, который гневается... если мудрец - удаляется его мудрость, если пророк - удаляется его пророчество. Откуда мы учим про мудрость - из Моше, как сказано ( Числа 31:13-20): paзгневался Моше на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. сказал Эльазар-коhен воинам, ходившим на войну: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото и серебро, медь, железо, олово и свинец, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь, и очистится оно, но также и водой очистительной следует его очистить; а всё, что не проходит через огонь, проведите через воду. и вымойте одежды ваши в седьмой день, и будете чисты, и после можете войти в стан. Из того, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами несмотря на присутствие Моше, следует, что Моше забыл закон."
Далее Талмуд приводит пример с пророком Элиша (Елисей), но это уже отступает на второй план по сравнению с примером о Моше, где надо сказать, Талмуд объясняет близко к тексту, без всякого насилия. (Талмуд не отрицает, однако, догмата веры номер 7, см. здесь)
Нетрудно найти примеры ошибок разного плана и в деятельности более поздних мудрецов. Так, страницей раньше в том же трактате говорится, что лидеры поколения сыновья Бетейры забыли закон, что делать, если канун Песаха - Шаббат. Приносить ли пасхальную жертву? Положение было критическим, пока не нашли восходящую звезду - Хиллеля. Тот передал традицию Шемайи и Авталиона, что да, резать надо. Назначили Хиллеля главным мудрецом. Далее начал он поддразнивать (мекантер) сыновей Бетейры, что не учились достаточно тщательно у своих учителей. Тут же задали вопрос: а как же быть с ножами? Как в Шаббат народ принесёт ножи, чтобы резать жертвы? И тут оказалось, что знал, да забыл. Далее Талмуд делает моралистическое заключение, что насмешка повлекла забывание и переходит к примеру Моше. (Народ сам сообразил засунуть нож в шерсть животнoго, так что оно неслo свою гибель само).
Короче говоря, Талмуд констатирует отклонение от идеалa, и как следствие, забывание. Добавим для полноты картины, что более поздний Хиллель славился своим мягким характером.
Можно, найти и другие примеры, один Элиша Бен Абуя чего стОит, но смысл уже ясен. Мы как-то раз были на Шаббате у знакомого главы Ешивы р. Ш.-Д. Б. из Франции, так он привёл множество таких примеров про многих самых великих талмудистов, при этом он подчёркивал, что это имеет важное методическое и педагогическое значение, что все должны знать, что человек ограничен.
Вопрос, который неоднократно задавали: возможна ли также групповая ошибка?
Ответ на это довольно очевиден из Торы и Талмуда.
Тора говорит (Левит 4:13) "если же все общество Израиля ошибется, а собрание не будет знать об этом, и будет делать что-либо наперекор одной из запрещающих заповедей Бога, и станет виновно...". Как говорит Рамбам в Законах о Царях 11:5 по другому поводу: "не может быть, чтобы Творец дал нам заповедь понапрасну" .
Заповедь об исправлении ошибок запечатлена в Талмуде целым трактатом Ораёт, где подробно описано, что делать, если ошибся Санхедрин (Синедрион). Поскольку и сам Талмуд, помимо прочего, частичная запись решений Санхедрина, значит ошибки можно и нужно ожидать.
В этом нет ровно ничего страшного, наоборот, надо гордится законом, который рефлексирует на своих ошибках и имеет механизм их исправления. Так, бОльший и более учёный суд может отменить решения предыдущего суда. Если народ не принял постановление, оно тоже считается не состоявшимся.
Раши спокойно говорит о несбывшихся предсказаниях срока прихода Мессии ( не позднее 4250 в Санхедрине 97Б), Рамбам об отмене медицинских советов Талмуда.
Последний вид ошибок, который почему-то встречает сопротивление - это использование Мудрецами Талмуда взглядов своего времени. Так в Песахим 94А обсуждаются космологические модели "Мудрецы Израиля говорят: днём солнце двигается под небом, а ночью над небом, а мудрецы народов мира говорят: днём солнце движется под небом, а ночью под землёй. Сказал Раби - слова их (мудрецов) кажутся более понятными чем слова нас (наших мудрецов), потому что днём источники холодны, а ночью они кипят. Учит рабби Натан в жаркие дни солнце движется на высоте неба поэтому весь мир кипит а подземные источники холодны, а в дождливые дни солнце движется на уровне склонов неба поэтому весь мир холоден а источники кипят."
Обе точки зрения довольно-таки устаревшие, да и сами Мудрецы или по-крайней мере их часть, предпочитает мнение нееврейских учёных. Мы также встречаем места, где Рабби говорит: "этой вещи научил меня Антонинос" (Санхедрин 91Б и др.) Из всего этого видно, что сами Мудрецы не абсолютизировали свои взгляды на природу, и уж совсем непонятно, почему это должны делать мы!
Подведём итоги.
  1. Ошибиться может любой человек
  2. Догмата непогрешимости у евреев нет
  3. Мы давно не вводим новые догматы, так что не дaвайте ввести новый догмат о непогрешимости
  4. Талмуд был и остаётся источником алахического права, хотя в наше время непосредственно из Талмуда алаху не берут
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments