lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Надо ли любить врага? Ликбез по "Мишпатим".

Все знают, что главная заповедь Торы - любовь к ближнему, как сказано в Левит 19:18: "и люби ближнего своего, как самого себя". Вопрос в том, кого считать ближним? Например, если это ужасный злодей, неужели я буду стараться спасти его имущество?
Довольно-таки общепринятый взгляд, гласит, что ближний - это человек, соблюдающий заповеди, как я сам. Рационализация этого в том, что уровень требований по любви к ближнему таков, что его возможно соблюсти только, если и он обязан соблюдать всё это.
Теперь вопрос, пусть некто ненавидит меня и является моим личным врагом. Он нарушает заповедь "не питай в сердце твоём ненависти к брату твоему" (Левит 19:17).Тогда я могу воспользоваться этим и объявить, что не является моим ближним, и любить его, я, следственно, не обязан. Верно ли это?
В Исход 23:5 сказано: "если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? помоги непременно: развьючьте осла вместе". Тора называет врага ближним, и подчёркивает, чо я обязан соблюдать; заповеди по отношению к нему. Дополнительно это подчёркивается параллельным местом во Второзаконии 22:4: "если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо; подними их вместе с ним". Симметрия двух отрывков показывает, что отношение к личному врагу такое же , как и к "полноценному ближнему", то есть другу.
Поэтому упрёк иудеям, что они, как и язычники, любят только друзей, необоснован, любить надо и врагов. Конечно, мы можем говорить о долженствовании, так как реальную практику не объять.
По мотивам Хафец Хаим "Охранение языка" (книга раввина Кагана о запрете сплетен и связанных вопросах).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments