lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Categories:

Религиозный пост-модернизм.

Что такое постмодерн ортодокс он же религиозный пост-модернизм?
Некогда др. Даниэль Шалит сказал на своей лекции: мы живём в эпоху почты. Как почты? - удивились слушатели, которые уже называли обычную почту - snail-mail (улиточная почта).
-Конечно! - всё у нас пост: пост-сионизм, пост-модернизм, пост-атеизм и т. д. :-)
Так вот, как известно, существует религиозный модернизм, он же модерн ортодокс.
Так где же религиозный пост-модернизм? Именно этому посвящена данная заметка.
Главный признак пост-модернизма в искусстве, как мне некогда объяснили специалисты, это ироническое отношение к открытиям модернизма, равно как и классического периода. Стало быть, надо перенести эту иронию в религию, несмотря на то, что она вообще-то не очень приспособлена к этому. Предлагаемый поход таков.
Прежде всего, надо относится со скепсисом к положениям модернизма.
Например, Мендельсон, отчасти, рав Гирш, призывали включиться в жизнь государств проживания в диаспоре. Оба призывали идти в университеты и сочетать веру и образование. Дальнейший ход истории, особенно в странах проживания упомянутых мудрецов, ставит под сильное сомнение идею плодотворного пребывания в диаспоре. Можно, сказать, что эту идею постигло идейное банкротство.
Сионизм, с другой стороны, достиг значительных успехов. Но всё же, кто доказал, что государство Израиль -действительно начало искупления (геула)? Необходимо сохранять известный скептицизм. Более того, попытки осмыслить текущую историю в историософском духе, то есть пытаться выявить её смысл уже сейчас, опасны. Во-первых, легко принять однодневное явление за что-то эпохальное, а во-вторых, можно начать двигать массы, не имея уверенности, что направление правильно.
Присоединение университетского образования, ИМХО, вещь без которой нельзя обойтись. Но считать, что от неё исходит только благо пока нельзя. Вопросы сочетания религии и науки набили уже оскомину, а полностью удоволетворительного решения всё нет. Это приводит нас к мысли, что здесь кроется какая-то серьёзная проблема.
Новая суперортодоксия в духе Хазон Иша, возникшая как реакция на модернизм, и являющаяся тем самым частью модернизма, приводит к догматизму, при котором даже Талмудические агады необходимо принимать без сомнения, парализует интеллектуальный поиск и должны быть восприняты скептически. Эта точка зрения также сильно отличается от классической (Рамбам).
После всего этого, надо задуматься и о других верованиях, которые были до модернизма. Верить во всё написанное в Талмуде, включая плоскую Землю, невозможно. Поэтому, Рамбам, Крескас и Альбо предприняли попытку разделить необходимые верования и необязательные. Но сама тенденция к постоянному уменьшению наводит на мысль, что списки могут быть слишком большими и сейчас.
Таким образом, проглядывают первые контуры пост-модернизма в религии.
Pелигиозный пост-модернизм - это направление иудаизма, отличающееся скептическим взглядом на новые, порождённые волной модернизма верования, и придирчивым взглядом на старые, классические.


После замечаний.
Термин "Религиозный пост-модернизм" оказался уже использованным, но несколько для другого. В статье
Сюзан Хендельман
ссылку на которую предоставила feinanna есть сходные мотивы об обретении веры современных, разочарованных модернизмом (с его секуляризмом и универсализмом) людей.
Я же писал о людях разочарованных религиозным модернизмом.
То есть, речь идёт о сходной конечной точке, куда приходят с разных начальных позиций: скептицизм, атеизм (у С.Х.) или модерн ортодокс (моя заметка).
See also below
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments