lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Category:

Раздел Тазриа


Я заглянул в тетради и увидел, что первое слово было "Апокалипсис",
второе - "архангелы" и третье - "дьявол". Я их покорно вычеркнул; правда,
мне хотелось сказать, что это наивные вычеркивания, но я поглядел на
Рудольфи и замолчал. (Булгаков. Театральный роман.)

Одно из объяснений начального стиха Левит 12:2 в мидраше Танхума (Ваикра, Тазриа, гимел), что если женщина дала семя ранее мужчины, получится мальчик, а не девочка. Это до определенной степени согласуется с грамматикой, интереснее, что подразумевается под этим действием и верно ли само наблюдение. По первому вопросу представляется, что явление должно быть аналогично мужскому посеву, а так как собственно женского семени нет, скорее всего, имеется в виду ощущение. Таким образом, Талмуд связывает ощущение с полом будущего ребенка и, поскольку родители обычно более стремятся заполучить мальчика, гуманно поощряет к проявлению внимания к женским ощущениям в области интимной жизни.
Другое место в Талмуде (Шабат 140б), где рав Хисда дает советы дочерям, говорит, возможно, о том же, хотя отягощено разнобоем версий. Из-за этого в переводе р. Штейнзальца, в отличие от Раши, эротический элемент совершенно утрачен, и даже арамейско-английский словарь Джастрова впутывается в полемику и нехарактерно для академического словаря сообщает (см. слова כורא ,בזרא), что «версия Раши слишком откровенна для отношений отца и дочерей». Возможно, на деятельности р. Маркуса Джастрова лежит отпечаток его викторианской эпохи (1829-1903), к тому же у Раши было больше дочерей, чем у них обоих вместе взятых.
Согласно Раши, отец дает инструкции дочерям, как управлять мужской страстью. Представляется возможным, однако, что внимание обращается в данном месте не столько на мужчину, сколько на женщину, именно с той же целью, что и в Танхуме выше. Суровая самоцензура сдерживает перо от пересказа, предупреждаю лишь, что язык р. Хисды чисто арамейский, а популярный перевод на иврит практически бесполезен, как указано выше. На популяризаторских сайтах о еврейском браке тенденция к пониманию по Раши, как забота о гармонии семьи.
Теперь, возможна ли такая, очевидно, не прямая, но хотя бы статистическая связь между качеством оплодотворения и полом плода?
У нас в городе несколько лет действовал семинар по улучшению взаимопонимания людей разных убеждений в области религии. Однажды делал доклад завотделом из статистического бюро. Неожиданно оказалось, что в местах компактного проживания религиозной публики, наличествует статистически значимое повышение процента мальчиков. Статистика, естественно, не выявляет причинно-следственную связь. Фактор сознательной и направленной регуляции порядка «посевов» может иметь место, и тогда всем надо брать пример с гигантов из Бней-Брака.
Другое направление мысли – сами законы воздержания в браке, обычно деликатно называемые «законы семейной чистоты». Известно, что после войны мальчиков рождается больше девочек. Неравновесие полов каким-то образом сказывается. Можно легко допустить, что ситуация в браке с соблюдением всех правил ниды похожа не ситуацию после войны с вынужденным женским воздержанием. Подробности не могут быть помещены тут из-за ограничений объема и строгой самоцензуры.
Много обсуждают предположительную пользу законов семейной чистоты с точки зрения психологической или даже физиологической. Оказывается, они имеют значения и с точки зрения демографической. Тем самым, правила Талмуда каким-то образом выполняют свое обещание дать сыновей.
Осталось только объяснить, почему автор этих строк не следует другому талмудическому выказыванию: о вещах, о которых лучше молчать. Во-первых, сам Талмуд не молчит. Во-вторых, думается, что Талмуд не молчит, так как нельзя рассказывать о событиях жизни конкретных людей, а не вообще по теме. В-третьих, поскольку в современном обществе снято табу с многих тем, и мы испытываем волей-неволей постоянное давление, необходимо дать тораническую перспективу. Кроме того, и это самое главное, наблюдается постепенный рост разводов и в религиозных кругах, это обязывает к действиям, часть из них – дополнительные главы просвещения и стремление к большей гибкости. Именно это было мотивацией рава Шмуэля Ботеаха, написавшего известную книгу, даже название которой самоцензура пока не пропускает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments