lkitross (lkitross) wrote,
lkitross
lkitross

Categories:

Политика в книге "Эстер"

Небезынтересная книга Йорама Хазони "Заря. Политическое учение книги Эстер" (English) трактует книгу как политический трактат. Как выжить в диаспоре? Как быть при государстве тирании? Что делать, когда еврей - это выбор, а не необходимость?
По сути дела праздник Пурим – совершенно диаспорный, все происходит под властью иноземного деспота в стране чужой. Как же себя вести?
ТаНаХ дает довольно много образцов еврейскох лидеров в изгнании: Иосиф, Даниэль, Нехемия, и, наконец, Мордехай и Эстер. Все они достаточно ловко строят свою карьеру. Так, Иософ легко ладит со всеми начальниками: отцом, Потифаром, тюрьмы и самим фараоном. Эстер, как ее описывает Талмуд и сама книга, представлялась каждому своей, так что никто не мог понять, кто же она на самом деле. Ее карьера строится на сокрытии подлинного я и хорошем взаимодействии с начальником гарема. Тот должен поставить царь новую жену, по возможности быстро, чтобы царь не прогневался. И вот попадается умная девушка, которая во всем его слушает, а он и есть главный спец по сексуальным предпочтениям царя. Возникает взаимный интерес – евнух делает ставку на нее, продвигает ее выше в очереди, а она пользуется его руководством. Итог – взаимный успех. И далее у нее хорошие отношения с евнухами – они послушно осуществляют обмен сообщениями между царицей и Мордехаем, вероятно, тайную. Сам Мордехай, очевидно, имеет агентов при дворе, даже не имея официальной должности, так что он узнает и про заговор на жизнь царя, и про сговор против евреев, сразу после конфиденциальной беседы царя с премьером. И Мордехай и Эстер имеют персидские имена, что помогает продвинуться.
Еврейский вопрос вдруг выходит на первый план с назначением Амана. Тут Хазони приводит интересное объяснение, что до того царь считался с советниками. Их было много, и всегда находился кто-то, кто мог помочь выпутаться, как Мемухан или Харбона. Царь нигде не принимает решения самостоятельно. Но после заговора, он, очевидно, впал в паранойю, и назначает нового советника из низов, которому даны чрезвычайные полномочия. Более того, все должны ему поклоняться. Тут Мордехай становится лидером оппозиции, так как понимает, что в таком новом государстве, которое уже совсем не ради граждан, а только ради царской власти, ничего хорошего быть не может. Это как при постройке вавилонской башни – одна жесткая власть для всех. И Мордехай отказывается участвовать в построении государства-истукана с жестоким диктатором- парвеню. Это противоречит еврейским принципам государства. В этом Мордехай превосходит Иосифа, который мог сдеалть все ради шефа, даже превратить всех граждан в рабов. Мжно сказать, что Мордехай усвоил уроки Вавилона и Египта.
Далее следует тонкая интрига – Эстер, понимая, что царь постарается избежать новых утомительных посков новой королевы и будет к ней снисходителен, входит без спроса и приглашает к себе царя и Амана. Тут царь впервые задумывается и ощущает бессоницу, почему Амана пригласили к царице? Почему я на него так полагаюсь, а вдруг он тоже замышлает против меня? Вот и с царицей у него какие-то взаимоотношения? Кто бы мог помочь? А не почитать ли книгу записей, кто бы меня мог спасти?
И тут впервые мы слышим голос оппозиции к Аману, анонимные юноши замечают, что Мордехаю не отплатили добром. У царь происходит переоценка ценностей – может рассредоточить власть обратно? Именно это означает эпизод, где Аман катает Мордехая – близится снятие ненавистного временщика! Решающий голос подает член совета до назначения Амана – Харбона, который до этого помалкивал и как и другие советники, ждал своего часа.
После окончательной победы вводится новый праздник Пурим. Политическое значение Пурима, по Хазони, такое. Евреи впервые оказываются в ситуации, когда еврейство является свободным выбором. Вот 10 колен в изгнании не очень держались еврейства и исчезли. Не произойдет ли то же самое с евреями бывшего вавилона, а ныне Персии? Вот уже и имена меняют, и при дворе работают, смешанные браки налицо... И тогда вводится новые праздник, суть которого закрепить национальное сознание в диаспоре и внушить, что и там можно тоже преуспевать, пока не появится возможность возрождения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments